Этика психолога

Этика психолога: общечеловеческие и профессиональные принципы взаимодействия

 Этика — есть безграничная ответственность за все, что живет.
Альберт Швейцер

Введение.

Сегодня трудно найти область человеческой деятельности, в которой бы не требовалось участие психологов. Связано это с тем, что жизнь современного человека устроена так, что, по существу, любая сфера общественной жизнедеятельности в той или иной мере оказывает воздействие на его психическую реальность. В этой связи профессия психолога приобретает все большую актуальность, а основной целью специалиста, вне зависимости от профессиональной сферы, в которой он задействован, является качественная психологическая помощь.
Призвание психолога — помочь человеку запустить спящие (или неосознаваемые) внутренние ресурсы, раскрыть свой потенциал и увидеть возможности для более продуктивной и вместе с тем более гармоничной и сбалансированной жизни.  То есть через установление тесного контакта с человеком (далее – клиентом), через работу с его  внутренним миром и его личностью с применением различных инструментов и техник психолог способен оказывать влияние на его мысли и состояния. Этот процесс требует от специалиста большой осторожности и высокой степени профессионализма, а также возлагает на него колоссальную ответственность за результат своей работы. В этой связи психолог должен помнить всегда! —  его речь, внешний вид, поведение и все этапы рабочего процесса с клиентом должны соответствовать общепринятым в психологическом сообществе правилам. Ведь от соблюдения этих правил зависит не только степень доверия к нему как к профессионалу и, как следствие, эффективность его работы,  но и формируется мнение об организации, которую он представляет, и глобально обо всем психологическом сообществе.
Обозначенные правила называются этическими нормами или принципами и консолидируются в Этический Кодекс психолога.
Разберемся с определениями:
Этика – это философская дисциплина, предметом исследования которой является мораль и нравственность (источник:  Википедия).
Профессиональная этика психолога – это реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований и норм поведения — как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами и лицами, обращающимися за психологической помощью (источник: словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.).
Другими словами, этическими принципами называются свод моральных правил поведения, на основе которых строятся взаимоотношения людей как в личном, так и профессиональном пространстве. В корне этических принципов лежат общечеловеческие моральные и нравственные нормы, выработанные в истории человеческой культуры, религии и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. И такие вещи, как развитие здоровой личности, ее уважения, сближение людей, установление между ними взаимопонимания и равновесия, укрепление духа, создание гуманного, честного, справедливого, развитого общества являются определяющими для деятельности психолога.
Итак, рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики практикующего психолога.

Этические принципы и нормы

Хочется остановиться подробнее на некоторых основных нормах этики психолога при взаимодействии с людьми, соблюдение которых позволяют обеспечить результативность и эффективность психологического консультирования:

  • Принцип «профессионализма». Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и заниматься профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации, соответствующим профессиональным опытом и степенью собственной психологической подготовки.

Для организации целостной и компетентной психологической помощи психолог должен уметь устанавливать контакты с коллегами и представителями смежных специальностей — психиатрами, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами.

  • Принцип «не навреди». Психолог должен использовать безопасные и наиболее приемлемые инструменты и методики в работе с клиентом. Весь процесс и результаты работы психолога не должны наносить вреда здоровью человека, его интересам и социальному положению.
  • Принцип добровольности. Этот принцип означает, что клиент самостоятельно обращается к психологу, так как субъективно испытывает разного рода трудности в жизни и нацелен на восприятие психологической помощи.
  • Принцип осведомленности клиента. Для осознанного принятия решения о начале психологической работы психолог обязан представить клиенту максимум информации о предстоящем процессе. Сюда относится информация о квалификации психолога, цели и продолжительности сессий, их целесообразности в данном конкретном случае, о границах конфиденциальности, финансовая сторона вопроса, участие супервизора в процессе консультирования и пр.
  • Принцип доброжелательного отношения к клиенту. Основан на искреннем проявлении заинтересованности к запросам клиента, эмоциональной теплоты, чуткости. Следует избегать «сверхзаботы» о клиенте, «переигрываний» в сочувствие, а также чрезмерной активности.
  • Принцип равенства. Оптимальным стилем отношений психолога и клиента является взаимодействие на равных. Клиент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Психолог не должен занимать позицию «знатока жизни», покровителя или опекуна – это проявление непрофессионализма.
  • Принцип уважения к клиенту и недискриминация. Психолог должен с уважением относится к правам других людей на мнение, моральные устои, ценности и т.п., отличные от его собственных. Психолог должен уважать достоинство клиента и проявлять честность в общении с ним, всячески избегать какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, какого-либо физического или психического расстройства, социального статуса или иного признака, оговоренного в законе.
  • Принцип безоценочности. Способность психолога принять клиента таким, какой он есть, не оценивая и не осуждая его нормы и ценности, стиль жизни и поведение.

Психологу важно избегать оценочных высказываний в отношении действий клиента и не давать прямых советов ему, дабы в этом случае психолог берет на себя ответственность за его поступки. Но для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые решения, т.е. задачей является усиление ответственности клиента за то, что с ним происходит, мотивирование его к активности в анализе и поиска выхода из  проблем. Следует понимать, безоценочность не есть равнодушие; этот принцип предполагает позицию наблюдателя, внимательного слушателя; это своего рода позиция нейтралитета и спокойного, ровного отношения к сообщаемым клиентом фактам.

  • Принцип объективности. Психолог не должен допускать предвзятого отношения к человеку. Необходимо занимать объективную позицию, не зависящую от собственного субъективного мнения или мнений третьих лиц. Недопустимо формулирование выводов и выполнение психологической работы на основе субъективного впечатления от клиента, его юридического или социального положения. Для этого психолог должен применять методики, адекватные целям и условиям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию клиента. Результаты работы не должны зависеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть обоснованы, выверены и всесторонне взвешены.
  • Принцип конфиденциальности. Этот принцип означает, что психолог хранит в тайне все сведения, полученные от клиента. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом, о чем психолог предупреждает клиента на первых этапах психологической работы.
  • Принцип разграничения личных и профессиональных отношений. Во-первых, не рекомендуется оказывать профессиональную психологическую помощь родственникам, друзьям и близким. Во-вторых, не следует вступать с клиентом в дружеские и сексуальные отношения.

Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не сможет сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента. Кроме того, сохранение авторитета психолога для клиента во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности.

  • Принцип отношения к личным проблемам. Психолог должен понимать, что его личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому он должен избегать тех областей, в которых эти проблемы могут отразиться и нанести вред клиенту. Психолог обязан делать все возможное для распознавания у себя личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении его профессиональной деятельности и на время их решения накладывает ограничения на свою профессиональную деятельность.

Итак, практикующий психолог обязан знать и соблюдать данные принципы в своей работе.
В тех случаях, когда специалист самостоятельно не может разрешить этические вопросы в отношении своих действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным в этических вопросах, а также к психологическим объединениям или государственным организациям.
Если служебные обязанности психолога входят в противоречие с этическими принципами, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.

Проблематика.

Таким образом, практическая психология – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования и профессионального мастерства — в этой связи практический психолог обязан руководствоваться этическими требованиями в своей работе. Часть из них (на мой взгляд, основных) перечислена выше, но и они требуют дополнительного обсуждения, т.к. не всегда однозначны. Среди них:
– соблюдение тайны.
Здесь, например, много вопросов, связанных с особенностями использования личностных тестов. Т.к. некоторые тесты, раскрывают эмоциональные и мотивационные особенности и установки личности, при этом обследуемому человеку не сообщается, что он может проявить такие черты в ходе тестирования, ведь для эффективности обследования необходимо держать испытуемого в неведении относительно специфических способов, которыми должны интерпретироваться его ответы. При этом с точки зрения этики, личность не должна подвергаться какому-либо обследованию обманным путем…
Также возникают вопросы с хранением и передачей информации. Если раньше информация передавалась от человека к человеку, то с повсеместным развитием технологий в информационной среде используются средства связи и разнообразные носители, что повышает вероятность утечки информации (взлом почтового ящика, потеря носителя информации, доступ к компьютеру клиента третьих лиц и т.д.).
Кроме того, есть дилемма: несмотря на принцип конфиденциальности некоторые данные обязательно должны быть донесены до специализированных инстанций.
Есть и много вопросов, связанных с использованием материалов и исследований конкретных клиентов (обследуемых) в публикациях и научных работах.
– не нанесение ущерба.
Психологический вред – понятие, являющееся предметом многочисленных споров как при обсуждении этики, так и при оценке конкретных исследовательских проектов. Например, в исследовании психологии мошенничества (скажем, создается такая ситуация, в которой испытуемый получает что-либо обманным путем) негативными последствиями участия являются вызванное у клиента чувство вины из-за совершения проступка, а также потеря доверия при раскрытии обмана…
Другой пример (исследование поведений человека): показ материалов со сценами насилия, который, по мнению исследователей, должен повышать уровень агрессии. Часто просмотр таких материалов действительно повышает уровень агрессии, что естественным образом может проявиться при общении с другими людьми. Таким образом, можно предположить, что данное исследование стимулирует социально нежелательное поведение, поведение, которое, кроме того, направлено на невинных людей.
– недопущение личных отношений между психологом и клиентом.
Во всех долгосрочных психотерапиях исключена возможность вступать в близкие отношения с клиентами даже после окончания терапии, чаще всего навсегда. Но бывает, что в процессе психотерапии и у клиента и у психотерапевта возникают эротические фантазии и влечение.  Да и в реальности есть психотерапевты, женившиеся на своих клиентах: Джеймс Бюджентал был женат на своей клиентке; Фриц Пёрлз вступал в сексуальные отношения со своими клиентками; доктор Курпатов женат на клиентке. Таких примеров достаточное множество.
Психотерапевт Голосова Н.Н. в одном из интервью говорила, что в гештальте с этим (в смысле отношений между психологом и клиентом)  проще, чем в психоанализе: 2-3 месяца после терапии нельзя, а дальше сами разберутся — взрослые люди все. Или еще мнение: «В гештальт-терапии нет запрета на эротические чувства, терапевт может флиртовать в ответ на флирт клиента, но это происходит только в рамках терапевтического процесса» — слова гештальт-терапевта Нифонта Долгополова.
А Ричард Лазарус говорил: «Если я хочу пообедать с клиентом, кто мне это запретит?».
После длительной психотерапевтической работы (длящейся годами), многие психотерапевты настолько сближаются с клиентами, что становятся друзьями – таких примеров в моем личном окружении более чем достаточно.
В связи с этим закономерно возникает вопрос: так нужно ли придерживаться этого правила? Или психолог сам решит, что допустимо, а что нет, руководствуясь правилом «не навреди»…
– внимательность к клиенту.
Сейчас многие психологи  работают в Skype и других интернет-сервисах. Это действительно удобно (особенно в случаях когда расстояние или другие обстоятельства не позволяют проводить регулярные очные встречи). Однако у такого формата есть и свои минусы: у психолога меньше возможностей быть внимательным к телесным проявлениям клиента, а значит к его чувствам; он ограничен в восприятии актуального состояния клиента и, естественно, не может использовать телесные техники в работе и многие инструменты,  предполагающие прямое взаимодействие.

В данной статье я не буду подробно останавливаться на проблемных зонах всех основных этических принципов, но лишь обозначу еще некоторые из них:
проблема власти над сознанием клиента,
проблема платности психологических услуг и проблема «денег–подарков»,
проблема эмоционального выгорания,
проблема «скучного» клиента,
проблема критериев оценки эффективности психологической помощи
и многие-многие другие.
Для решения этических проблем важно помнить, что не существует единой этической системы, т.к. у каждого человека, социального или профессионального сообщества, у каждого народа есть свои представления о «хорошо» / «плохо», «должно» / «постыдно» и т.д. И эти представления, к тому же, постоянно меняются (развиваются или деградируют). Поэтому стремление к нахождению «точек соприкосновения» психолога и клиента, является важнейшим условием построения доверительных отношений. Вопрос лишь в том, в какой степени в своем стремлении к взаимопониманию с клиентом можно уступать или не уступать ему, в каких вопросах это можно делать, от каких принципов можно отойти.

Заключение.

Годами этические нормы декларируются. В интернете можно найти  десятки этических кодексов, они есть у любой психологической ассоциации. Однако на практике многие (даже самые известные и опытные психологи) ими могут пренебрегать. И дело здесь не только в возможной недобросовестности специалистов (к сожалению, таких хватает), но и в тех проблемных зонах, о которых ранее шла речь.
Поэтому, сталкиваясь с той или иной этической проблемой, психологу важно постоянно помнить: последствия его общения с клиентом несут большую личностную значимость для последнего. И каким будет это влияние — развивающим или разрушающим — зависит от соблюдения специалистом этических принципов профессиональной деятельности. И, на самом деле, соблюдение профессиональной этики имеет огромное значение не только для клиентов, но и для самого психолога, с точки зрения статуса профессии, уважения и повышения качества работы.

(Автор статьи: Воробьева С.В.)

Все статьи

adm_psy

6 комментариев к “Этика психолога”

Вы можетеоставить отзыв или Обратную ссылку эта запись.
  1. Катерина - 18.09.2020 Ответить

    Интересный пост

  2. Константин Швец - 14.09.2020 Ответить

    Удачная статья. Спасибо, коллега.

  3. Коротов Владислав Иванович - 14.09.2020 Ответить

    Вам спасибо, очень полезная статья.

  4. Психолог-консультант - 11.09.2020 Ответить

    Спасибо. Каждому нашему клиенту — читать!

  5. Катерина Левченко - 20.05.2019 Ответить

    Полезная статья

  6. Светлана Воробьева - 10.01.2018 Ответить

    Спасибо за Ваш отклик.

Добавить комментарий для xorithar Отменить ответ

Ваш адрес эл.почты не будет опубликован.